Август-Сентябрь 2001

 

Финляндия – Норвегия - Карелия

 

Надоело!

 

Надоело стоять в очередях в аэропортах на Египетские чартеры, надоело нырять в окружении сотен дайверов, да и вообще, надоел этот Хургадинский рыбный бульон! Хотим в отпуске чего-то более необычного!

Надоело безвылазно находиться на корабле, хочется поподробнее познакомиться со страной пребывания!

 

Так думали мы, обдумывая планы на летний отпуск. Куда податься семейным дайверам, если Египет надоел, а понырять хочется. И чтобы не дорого? И чтобы страну посмотреть?

 

Выход нашелся довольно быстро: друзья дайверы, побывавшие на Баренцевом море, взахлеб расписывали красоты природы, как надводные, так и подводные, и настойчиво рекомендовали посетить этот интересный водоем.

Решено – едем на Баренцево на своей машине. Вопрос куда?

 

В ходе изучения вопроса выяснилось следующее: проще всего организовать погружения с полуострова Немецкий. Там расположены базы трех дайв-центров: Клуба Нерей из Заполярного (http://www.baltic-centre.com/nerey/) располагает там небольшим домиком, Дерягин Сергей Леонидович Заполярный  815 54 72837 Мурманск 8152 289577 – располагает переделанной казармой, и клуб Атлантика из Никеля  mailto:atlantika_aqua@mail.ru  - балок и бочка.

 

Все остальные предложения типа http://www.diveclub.ru/tours1.htm#BarSea делаются через них. При том расписывается все хорошо, но что мы имеем на самом деле? Малокомфортные условия проживания (вплоть до двухъярусных кроватей в балках) электричество то генератора – работает только по приходу и только тогда, когда баллоны забивают, вода – холодная. Туалет свободно падающего типа. Баня – раз в две недели на всех, погружения со спасательной шлюпки, как говорится не залезть не вылезти... Лично для меня – эти условия не проблема, но я намеревался ехать с семьей и желал для нее более комфортных условий (все же отпуск не так часто бывает, согласитесь). А походных условий нам хватает. (Каждый, кто посещал мой сайт, видел, что мы практически каждые выходные выезжаем на природу J )

 

Так что продолжив поиски я невольно обратил свой взгляд в сторону Норвегии. Мне думалось, что по деньгам там хоть и более дорого, за то комфорта поболе. И я оказался прав – комфорта было достаточно. И вдвойне прав по деньгам – денег там берут немерянно. Но все по порядку.

 

Блуждая в своих поисках по пространству Интернета я натолкнулся на интересный отчет о дайвинге в Норвегии, написанный Александром Хасановым http://traductions.chat.ru/khas_norway.html . Огромное спасибо, Александр! Если бы не Вы – эта поездка могла не состояться!

Правда он с друзьями ездили в южную Норвегию, а я собирался в северную – то роли это не играло. Главное сам принцип, на который он меня сподвигнул – организовать путешествие самостоятельно, не прибегая к помощи турагенств.

 

 

 

Первым делом я постарался определить маршрут, которым хотел бы ехать. Вы его можете увидеть на картинке слева. Здесь и далее, если Вы кликните картинку она раскроется в более подробную.

Я намеревался проехать на север Норвегии через Финляндию, осматривая местные достопримечательности и знакомясь со страной, понырять на Баренцевом море, где-нибудь в районе Керкинеса, за тем через Мурманск вернуться в Россию, проехать через Чупу на Белом море, в которой нырял уже не однократно и о которой сохранил самые наилучшие впечатления, за тем направится домой в Москву. Осталось дело за малым – найти принимающий дайв-центр в Норвегии.

По совету Александра Хасанова сходил поискать на www.padi.com Да, в Норвегии  оказалось достаточно много дайв-центров, но ни одного в районе Керкинеса и Баренцева моря. Потом повезло, нашел центральный Норвежский ресурс http://www.dykkernett.no/uk.htm и выбрал Arctic Dive Resort http://www.arctic-dive.no/engelsk_index.php только потому, что ближе ничего не оказалось. Списался с ними, получил приглашения, сходил за визами (к стати, в посольстве Норвегии абсолютно отсутствуют очереди), по скольку Финляндия и Норвегия вошли в Шенген – транзитной визы для Финляндии не требовалось. Купил страховку на машину и все, поехали!

 

 

18.08.2001 Москва-Питер

Выезд 6.40, прибытие 13.40.

Время в пути 7 часов, пробег 689 км.

 

 - Первый участок пути

 

Дорога, как все знают, вполне приличная. Только в нижегородской области два раза штрафовали гаишники. Это было в первый и последний раз за все путешествие. Правда во второй раз отыгрался – бог он правду видит. Когда меня гашник пригласил для процедуры отъема денег в патрульную машину, пришлось сесть в его жигуль. А, надо сказать, мальчик я не маленький, и когда попробовал облокотиться на спинку сиденья, она сказала «кряк» и разложилось совершенно. Пораженный гаишник вытащил снизу какой-то развалившийся шкворень, и был настолько в прострации, что забыл взять штраф, проводил с миром и потом долго махал в след с запоздалым предложением забрать эту железяку на память. Нет, все-таки есть справедливость на свете!

Из Москвы выехали пораньше с тем, чтобы иметь побольше времени в Питере. До этого в нем небыли и хотелось хоть краем глаза глянуть на этот город. Вроде получилось, поехали на Дворцовую, погуляли по Невскому, посидели в баре, посмотрели как мосты разводят.

Единственное, что не понравилось в этом прекрасном городе – совершенно неимоверные цены на гостиницы (нам ее бронировал друг. А вообще с ними проблемы). В ходе всего дальнейшего путешествия мы не сталкивались больше со столь высокими ценами за ночлег.

 

 - Лена и Саша в Питере

 

 

19.08.2001 Питер – Каями (Финляндия)

Выезд 6.10, прибытие 17.40 (- 1 час)

Время в пути 12 часов 30 минут, пробег 685 км.

 

 - второй участок пути   - дороги южной Финляндии

 

 - Выборгская крепость

 

Выехали рано, напуганные слухами о больших очередях на погранпереходах. Не знаю, толи правильно сделали, толи просто слухи неверные, но на переходе Брусничный кроме нас было еще три машины. Прошли быстро, во фришопе закупили пивка и винца (в Финляндию разрешают ввезти по литру крепких напитков на нос) и поехали дальше.

Характер движения резко изменился. Не то, чтобы дороги стали гораздо лучше, просто гнать перестал – тут за это совсем другие штрафы , да и с местными гаишниками добром не договоришься. Изредка стоят камеры, контролирующие скорость, правда километров за 5 до них о них предупреждают. Иногда встречаются забавные щиты – радар замеряет твою скорость и она высвечивается громадными буквами на щите. Оказывается мой спидометр врет на 10 км в большую сторону.

Более спокойный режим движения привел к тому, что расход топлива упал до 9 литров на сотню километров. И то не плохо – овёс здесь весьма дорог.

По дороге проезжали городок Куопио, путеводитель рекомендовал посетить там парк динозавров. Потом Ийсалми в котором рекомендовалось расположиться на ночь. В принципе мы так и хотели – но тут столкнулись и интересным психологическим фактором – любой отель не нравился. Либо одному, либо другому. Так продолжалось достаточно долго, пока я не принял командирского решения: останавливаемся в первом попавшемся. Естественно в городе Каями первым попавшимся оказался самый дорогой в городе. Да делать нечего...

 

20.08.2001 Каями – Олулу - Рованиеми

Выезд 10.25, прибытие 17.30,

Время в пути 7 часов 5 минут, пробег 418 км.

 

 - третий участок пути  - дороги средней Финляндии.

 

По дороге завернули пообедать в Оулу. Для Финляндии это достаточно оживленное место. Но путеводитель звал нас вперед, к городу Рованиеми, воротам в Арктику. Он обещал, что «мы будем оглушены его ритмами» Честно говоря этого уже хотелось – все финские города кажутся наполовину вымершими, особенно вечерами.

Как и в большинстве случаев путеводитель обманул – редко когда на улицах Рованиеми можно увидеть больше чем пять человек сразу. При этом трое – это моя семья, и еще двое при ближайшем рассмотрении оказывались туристами. Но это нисколько не испортило впечатления от прекрасных видов на реку.

В Рованиеме расположен Арктикум. Это музей, рассказывающей о жизни севера, культуре его народов. Достаточно интересное зрелище.

Недалеко от города – офис Деда Мороза. Можно с ним сфотографироваться, купить сувениры, получить свидетельство о пересечении полярного круга и действительно пройтись по этому кругу, отмеченным белой дорожкой на асфальте. Не поленился, принес из машины GPS, проверил – действительно полярный круг, не врут. Все же молодцы финики, из воздуха деньги делают!

По всей Финляндии мест для ночевки в изобилии: хочешь за 20 марок предоставят место в кемпинге под твою палатку. Все удобства будут, даже дрова. Марок за 80-100 можно снять приличный коттедж на берегу озера со всеми удобствами, а за 120-170 марок номер на двоих в весьма приличной гостинице. Так что каждый выбирает то, что ему в настоящий момент ближе.

 

 - в Акркик Музеум  - офис Деда Мороза

 

21.08.2001 Рованиеми – Саарисеика

Выезд 13.00, прибытие 17.30

Время в пути 4 часов 30 минут, пробег 265 км.

 

 - четвёртый участок пути - дороги северной финляндии

 

Дальше ехали совсем уж не торопясь – расстояние до цели нашего путешествия города Керкинес совсем маленькое

Начали доставать олени. Они ни на кого не обращая внимания пасутся по обочинам и неторопливо переходят дороги.

По дороге посетили деревню – музей кладоискателей. Оказывается и в Финляндии была своя золотая лихорадка. Фины постарались воссоздать атмосферу тех времен – поселения, землянки, салуны. Два раза в год тут проводятся соревнования золотоискателей, да и посетители музея имеют возможность попробовать намыть себе немного золотого песка.

Заночевать решили в поселке Саарисеика. Это довольно большой горнолыжный курорт с кучей отелей и ресторанов. Наверное зимой тут оживленно, но сейчас народу мало, пустовато, подъемники стоят сиротливо заброшенными. За то получили огромное удовольствие от прогулок по окрестностям – прекрасная природа, горные ручьи, а грибов такое количество, что пожалели, что не взяли с собой кастрюльки и примуса.

Вечером наконец-то попробовали национальную финскую кухню – жареную оленину. К стати ничего выдающегося...

 

 - поселок золотоискателей. Паровая машина

 - посёлок золотоискателей. Награждение победителей

  - обнаглевшие олени бросаются под колёса

 

22.08.2001 Саарисеика – Керкинес (Норвегия)

Выезд 11.30, прибытие 16.30 (- 1 час)

Время в пути 5 часов, пробег 420

 

 - пятый участок пути

  - дороги северной Норвегии

 

Когда выезжали в дорогу, поднялись на гору, расположенную недалеко от Сааресеика. С нее открывается захватывающий вид вокруг. Вдали даже видны горные вершины северной Норвегии. Того места, куда мы держим путь.

Дорога продолжилась вдоль огромной системы чистейших озер. Народу и населенных пунктов стало совсем мало. Если раньше мы довольно часто встречали машины, стоящие на стоянках вокруг озер, то тут их стало совсем мало. Глухомань одним словом.

Ну вот  мы наконец и у цели нашего путешествия.

Пересекли границу с Норвегией. Естественно никакой границы нет – о ее пересечении мы узнали по изменению цвета дорожной разметки – в Финляндии она жёлтая, а у норвегов – белая. Немного прокатились по Норвегии. Действительно виды достаточно сильно отличаются от Финляндии. Тут как-то все суровее. Заехали в Керкинес, поменяли деньги и поехали разыскивать дайв-центр. Он оказался в паре километров от Российской границы. Хоть мы и за границей, а родная земля как-то греет все же.

По дороге к дайв центру столкнулись со странным фактом: едем по дороге. Впереди надпись на 5 языках, включая русский: «Внимание, впереди запретная зона». Отлично, думаю, мы их у нас в России насмотрелись уже. Готовлю паспорта к досмотру и еду дальше. Километров через 10 опять встречается надпись: «Внимание, вы находитесь в запретной зоне». И по прежнему никаких проверок. По приезду на место спрашиваю: а что означают эти надписи? Говорят, означают, что ты в запретной зоне. Спрашиваю:

-         а что за зона-то.

-         Ну, говорят, тут же граница, не всем тут можно находится.

-         А кому можно, спрашиваю

-         Тем, кто тут живет или по делу едет

-         А почему не контролируют?

-         А зачем, спрашивают. Тебе же предупредили, что нельзя, если ты едешь – значит тебе надо сюда. Значит тебе можно...

Так я и не понял, что за такая у них запретная зона...

 

 

23.08.2001 – 26.07.2001 дайвинг в Норвегии

 

Арктик дайв ресорт, самое дорогое место для дайвинга в Норвегии (120 баксов в день!! Правда за все: проживание, питание, дайвинг) оказался комплексом из гостевого коттеджа (естественно со всеми удобствами), в котором могут разместится с комфортом 8 человек, дайв-центра с мастерской, сауной и компрессорной а также  жилым домиком в котором проживает владелец всего этого безобразия – Ларс Петер. В момент нашего приезда ему помогал дайв-мастер из Мурманска ?????. Центр оснащен достаточно хорошо: не говоря уж о наличии комплектов прокатного оборудования (естественно сухие костюмы) есть и быстроходная надувная лодка океанского класса, оснащенная подвесным мотором в 250 лошадиных сил, развивающая на спокойной воде до 130 километров в час. Но где вы там видели спокойную воду? Стоит выйти из фьорда и начинается небольшая волна, так, метра 2-3, но лодка летает между волнами (у меня сложилось впечатление, что Ларсу это очень нравится) Она летает между волнами, а ты летаешь в ней. Полдороги ты проводишь в летучем положении. Небольшой пример на эту тему в видеоклипе ниже по тексту. Тут и вспомнишь наши боты на Белом море. Медленно идут, за то тряски никакой!

С другой стороны такая лодка весьма удобна – у Ларса есть полноприводной микроавтобус фольсваген, и если надо погружаться в соседних фьордах, он просто грузит лодку на прицеп, дайверов в автобус, и по суше добирается до него очень быстро.

 

Вообще-то Керкинес мекка для любителей железяк. Там их потонуло много достаточно. Корабли как правило Норвежские и Немецкие, самолеты наши, но в большинстве своем американского производства. В непосредственной близости от дайв-центра лежит довольно большой корабль и бомбардировщик. Ну сходили мы туда. Но удовольствия я лично не получил. Не люблю я этого. По мне лучше природой заняться. На выходе из фьорда тоже своего рода врек: там стоял немецкий пост. Наверху до сих пор есть укрепления, дзоты, сооружения. Есть платформы от орудий, судя по всему не маленьких. Прямо под этим сооружением Ларс показал установленные в те времена донные мины и россыпи артиллерийских гильз. Ничего себе гильзочки. С пол меня будут. Ларс приспособился – вытаскивает гильзы, отпиливает им дно, полирует так, чтобы нацистские клейма были видны, покрывает лаком и вставляет в них часы. Получается очень красиво. Продаёт это конечно не за дешево.

 

Для дальних выходов Ларс оборудовал базу в бухточке. Он там поставил вигвам (не знаю как это по ихнему называется) сделал там помост застелил оленьими шкурам, в центре сделал кострище. Делаем первый дайв, выгружаемся на остров, разводим костерок, обедаем, отдыхаем, грузимся на лодку и по дороге домой делаем второй дайв. В вигваме однажды ели лосятину. Ларс притащил большой чан, сунул в огонь, потом всем раздал прекрасно приготовленного лося. Я просто объелся.

 

К стати о кормежке  - с этим тоже все в порядке. Как правило готовит сам Ларс, но по выходным приезжает его мама и помогает ему. Но мне почему-то ларсовское варево нравится больше. Кормил он в основном чем бог послал: красной рыбой, пойманной здесь же во фьорде, олениной и лосятиной, которую сам же и добывал. Были, естественно, и крабы. Этих дальневосточных крабов Русские завезли для разведения в Мурманск. Они так хорошо прижились что сильно потеснили местных представителей. Норвежцам это не нравится, да что делать. Посему в их истреблении они видят благо. Правда собирать их под водой – совершенно не интересно. Они вялые, от тебя не удирают, клешни слабые и достойного сопротивления оказать не могут. Иногда на них встречаются метки. Ларс их бережно собирает, а потом куда-то отправляет. За это им премия какая-то положена.

Крабов наелись, короче, выше крыши. Именно с ними связана история, лишний раз подтверждающая, что русского человека не сломать никакими жизненными обстоятельствами.

На выходные к Ларсу из Москвы приехала понырять компания 8 человек от клуба Немо (трансфер от аэропорта Мурманска до дайв центра входит в Ларсовские услуги). Натащили, естественно, крабов, начали их варить (три чана получилось) и только тут дошло: хорошо бы к этому всему пивка бы! Суббота. Время 19-30. Все закрыто. Там и средь бела дня-то трудно сыскать пиво и спиртное, а уж вечером в выходные – занятие совершенно безнадежное. Но наши ребята сели на машину и через пол часа у нас было два ящика пива! При чем достали они его явно не на Российской территории. Все же могуч Русский мужик – если приспичило – обязательно выход найдет!

 

О самом дайвинге.

Как я уже говорил, многие из моих знакомых приехав с Баренцева моря были в восторге, взахлёб рассказывали о его красотах. Наверное по этому я настроился на что-то исключительное и по этому был несколько разочарован. Хотя Ларс меня и убеждал, что конец августа – это самое удачное время для нырялки в Баренцевом море, но мне показалось, что это не так: видимость в самые удачные моменты не превышала 5 метров, яркой живности наблюдали достаточно мало. Крабы не счет – их там как грязи, хотелось увидеть рыб (за весь дайвинг немного камбалы и два пиногора) актиний, медуз. Красивых скальных свалов, поросших ламинариями, также было мало. Короче наша семейная оценка – отдых – 5 , дайвинг - на троечку...

 

 

 - вид на фьорд из дайв-центра

  - чего-чего, а крабов там немерянно!

 - душ после дайва – первое дело!

 Жилище индейское. Фиг вам называется

 Чего еще желать уставшим дайверам?

 - выходим в море

 

 Видео клип – Баренцево море

 

Подводные фото:

    

   

 

 

27.08.01 Керкинес – Мурманск – Чупа

Выезд 7.00, прибытие 15.50 (+ 2 часа)

Время в пути 6 часов 50 минут, пробег 641 км.

 

 - пятый участок пути  - дороги Русского севера

 

Переход открывался в 7 по местному времени. Граница была в двух километрах от нашего дома, так что в 7 и выехали. После пересечения границы дорога как-то сразу стремительно ухудшилась и превратилась в разбитую гравийку. Только теперь нам стало понятно, для чего в такой дороге лучше иметь джип. Довольно долго ехали до таможни, а потом еще дольше (150 км) до выхода из запретной зоны. При том здесь нас, в отличие от Норвегии, проверяли по полной программе.

Поразил переход: только что, в Норвегии и Финляндии, совсем недалеко от этих мест мы ехали в лесах и олени паслись прямо на дороге. Здесь же это унылая холмистая равнина безо всяких признаков жизни (см. фото вверху), за исключением довольно часто встречающихся военных частей.

За то скорость передвижения значительно возросла. Что незамедлительно сказалось на аппетите машины – она стала потреблять по 13 литров топлива.

По скольку в Чупе предстояло жить на подножном корму – заскочили в Кандалакшу купить продуктов.

В 16 часов уже были на месте. Тут повстречали наших друзей, которые приехали сюда из Москвы, и, что немаловажно, привезли оружие, которое мы не захотели тащить через 3 границы.

 

 - Апатиты

 

 

28.08.2001 – 31.07.2001 – дайвинг в Чупе

 

В Чупе мы уже в третий раз!

Свое первое посещение сего дивного места я уже описал в http://www.scan.ru/MikleVedekhin/WWW/beloemore2000.htm , по сему не буду повторяться. Опишу только то, о чем нельзя молчать J

 

Жили на корабле. Там все же комфортнее. Для дайвинга использовали два бота. Обнырялись по уши.

В прошлом году в это время было значительно теплее: в этом сразу за 4-5 метрами уже было 2, а ниже - -2. Народ начал подмерзать.

В отличие от весны радовало уникальное сочетание грибов, ягод, охоты, речной и морской рыбалок. Огорчало отсутствие белых ночей. Но опять же радовало полное отсутствие комаров. С нами приехали ребята (не дайверы) которые целыми днями пропадали на рыбалке и приносили помногу рыбы и икры. Остались в восторге как они, её ловившие, так и мы, её евшие.

После Норвежских погружений здесь дайвинг на уровне – прозрачность высокая, живности много, пейзажи интересные. В прочем мы другого от этого места не ожидали.

 

Жаль уезжать от сюда, но надо уже домой...

 

 

 

 - сочетание дайвинга с охотой

 - Саша Чернобельский – наш неизменный беломорский гид.

 - видеоклип Белое Море

 

Под водой:

           

 

01.09.2001 Чупа – Вологда – Ярославль – Москва

Выезд 5.46, прибытие 22.00

Время в пути 17 часов 46 минут, пробег 1,567 км.

 

 - последний участок пути  - дороги северной Карелии

 

Ну, пора и домой. Выехать решили пораньше: все ж путь не близкий. Выезд омрачился отключением электропитания, так что собираться пришлось в темноте, что безусловно задержало выезд.

Трасса хорошая, скорость по ней можно держать приличную. За последний год построили несколько новых весьма приличных заправок, так что критичность к ним снизилась (в прошлом году приходилось пользоваться канистрами, по скольку не дотягивали от заправки до заправки).

У Медвежьегорска свернули налево – решили обогнуть Онежское озеро с другой стороны и попытаться выскочить на ярославское шоссе – по всем картам выходило, что так значительно короче. И сначала все шло хорошо, даже слишком хорошо – отличная трасса и никого народу. Но между Пудожом и Вытегрой, как раз на стыке Карелии и Вологодской области эта прекрасная дорога неожиданно сменилась совершенно невообразимо разбитым проселком. Назовем его условно проходимым для легковых. И что самое поразительное, именно на этом участке стоит максимальное количество деревень. Нет, все ж умом Россию не понять...

К стати, после Вытегры дорога опять превратилась в отличный современный автобан.

Было весьма интересно пересекать сначала Беломоро-Балтийский а за тем и Волго-Балтийский каналы.

У нас было намерение заночевать в Вологлде, посмотреть ее достопримечательности, посетить кремль, но при подъезде к ней погода окончательно испортилась, стало холодно и пошел мелкий дождь. Нам представилось, что сейчас мы пойдем в гостиницу и будем сидеть в номере, вместо того, чтобы через каких-то 6 часов оказаться в своей уютной квартирке в Москве. Было принято решение закончить на этом путешествие и ехать домой.

 

На этом наше приключение завершилось. Нам всё это очень понравилось – по этому мы решили на следующий год повторить нечто подобное.

 

 

Финансовый отчет:

 

Для простоты приведено все к доллару США

 

 

Визы и страховка на автомобиль

106.63

Горючее

266.66

Штрафы нашим ГАИшникам

11.97

Оплата отелей

451.69

Затраты на питание (продукты, рестораны)

431.89

Посещение музеев, приобретение сувениров

187.96

Оплата пребывания в дайв-центрах и дайвинга

1,330.00

Всего

2,786.81

 

Пройдено 4,877 километра, израсходовано 588 литров дизельного топлива. Средний расход – 12 литров на сотню.

 

В расчете на одного человека получилось 928.98 долларов без учета амортизации машины.

 

Сайт создан в системе uCoz