О поездке на Белое море в апреле 2004 года.
История о Карельском штреке
Коварный штрек
Я практически не мог шевелиться. Бревна сдавили по бокам,
руки с катушкой оказались прижатыми к груди, спарку за спиной словно зафиксировали
тисками. Плюс ко всему видимость упала до нуля, и я уже еле различал свет фонаря,
перед маской лишь плавала какая-то бурая пакля... Как я мог оказаться в такой
ситуации? Как после долгого обучения и доброй сотни пещерных дайвов я попал
в эту нелепейшую ловушку в заброшенном и заполненном водой штреке в Богом забытом
месте на полярном круге, ловушку, из которой, как я уже начал думал в тот момент,
мне не суждено выбраться?.. Сколько я продержусь? В баллонах за спиной еще атмосфер
150, да полный стейдж на боку, значит на этой глубине - часа два – два с половиной,
если найду силы спокойно дышать. Да что толку? За мной все равно никто сюда
не полезет. Хочешь жить – выбирайся сам. Я попробовал раздвинуть бревна локтями.
Вся конструкция пришла в движение…
Эта история, которая могла закончиться для меня трагически, началась в середине
апреля 2004 года, когда я откликнулся на предложение приятеля съездить на Белое
море в поселок Чкаловский, где питерские ребята организовали туристический центр
«Нереис» и приглашали на нырялку в Белом море и мало изученных карьерах. И если
морской дайвинг, пусть даже очень интересный, прельщал постольку поскольку,
то пресноводные карьеры с их затопленными и никем не пройденными шахтами манили
меня, увлекающегося пещерным дайвингом, как непокоренные вершины – альпиниста…
От гостиницы в поселке Чкаловский до окруженных со всех сторон лесом карьеров «Восьмого марта» и «Бис» минут пятнадцать на снегоходах. Вместе со снаряжением мы кое-как разместились в санях и, подпрыгивая на кочках, покатили по остаткам снега через поселок. Уже за ним в лесу снега больше, и можно немного расслабиться после тряски и метания снегоходов по деревенской дороге. Сойдя с саней и провалившись в снег чуть ли не по пояс, понимаешь, что зима в этих местах уходить не торопится.
Мы на возвышении, слева от нас – карьер «Восьмого марта», справа – «Бис», оба закрыты в начале 50-х годов и теперь, как и сотни других в Карелии, являются частью местного ландшафта и экосистемы. Карьеры затоплены водой и покрыты льдом, между ними метров сто – сто пятьдесят и по свидетельству старожилов, их соединяет горизонтальный штрек. Вход в тоннель был недавно обнаружен питерскими водолазами в карьере «Восьмого марта», но попытки пройти его не предпринимались. Пару дней назад мы сделали здесь пробное погружение и по проложенному нашими предшественниками ходовому концу дошли до входа и проплыли метров 10 вглубь, пока не уперлись в преграду из досок. По всей видимости, когда закрывали шахты, входы заколачивали. Сегодня мы собираемся продвинуться вглубь и попытаться пройти штольню до конца.
В карьере «Бис» наши помощники проделали две майны в местах, где предположительно может быть выход из штрека. Утопая в снегу, переносим спарки и другое оборудование к карьеру. Внизу – вмерзшие в лед мостки, на которых мы собираемся. Видимо, желая придать нашему мероприятию больше экстремальности, небо после нескольких дней относительно теплой и солнечной погоды обильно посыпает нас снегом, морозец сковывает пальцы и, что хуже, не успевшие просохнуть регуляторы. Уже в майне еще раз проверяем оборудование, но все, слава Богу, работает, и мы начинаем погружение.
Подо льдом подплываем к мосткам, потом - вниз по ходовику. Почти сразу начинается практически отвесный спуск, стены из твердой породы, чуть присыпаны илом на выступах, поэтому если их не касаться - мути минимум, прозрачность очень хорошая. Но на 18 метрах вокруг нас все равно смыкается почти полная темнота, и если бы не ходовик, вход в штольню можно легко пропустить. Привязываемся к заканчивающемуся здесь ходовику, далее тянем свою катушку. Ход шахты довольно узкий, и понимаешь, что работавшим здесь людям часто приходилось пригибаться. Заплываем во внутрь, видимость ухудшается, черные стены безжалостно съедают свет наших HID, да и ил, здесь уже лежащий примерно пяти - десятисантиметровым слоем, поднимается, несмотря на все меры предосторожности.
Доходим до препятствия из досок, небрежно и беспорядочно сколоченных, ближе к потолку обнаруживаем место в которое вроде бы можно протиснуться. Доски и бревна шатаются, и вся конструкция раздражает своей ненадежностью. Тем не менее другого места, чтобы сделать вторичную обвязку ходовика нет, поэтому начинаем обмотку вокруг наиболее стабильного бревна, в толстых перчатках управляться с катушкой крайне неудобно, она путается, мы теряем время. Наконец закрепились, оставляем фотоаппарат прикрепленным на ходовике и продолжаем движение вглубь шхеры. Плывем аккуратно, под потолком, чтобы не мутить. Свет фонаря с трудом пробивает абсолютную черноту. Сверху свешиваются странные нити – органические формирования, образовавшиеся за десятилетия в неподвижной воде. За долгие годы мы здесь - первые посетители. «Нити» мгновенно рассыпаются, когда мы проплываем мимо.
Постепенно расстояние между нами увеличивается и я, заглядывая под себя назад, уже с трудом различаю свет своего напарника Андрея. Вообще-то мы должны держаться ближе друг к другу, но, обученные разными школами пещерного дайвинга, мы заранее договорились, что во время прохождения штрека можем разделиться. Андрей предпочитает плыть медленно, внимательно изучая новый объект. Я же нацелен на прохождение штольни до конца, и поэтому стараюсь двигаться быстрее. К тому же напарник боялся повторения проблем с регулятором, который взял моду «плеваться» льдом, и я готов к тому, что он мог повернуть назад.
Держусь левой стены штрека, поскольку, по обрывочным сведениям, направо может уходить тупиковый ход, в который не хотелось бы попасть, чтобы не терять времени. Но выясняется, что «ловушка» ждет меня слева. Обнаруживаю это слишком поздно, когда упираюсь в тупик. Опять теряю время, пытаясь найти выход, луч фонаря упирается в черные стены, похоже, что хода дальше нет. Приходится поворачивать назад, сматывать катушку. Все эти манипуляции в узком ходе приводят к потере видимости, муть - главный враг пещерника - предательски поднимается и зависает в неподвижной воде. Возвращаюсь к основному ходу, где опять сквозь взвесь улавливаю в темноте свет фонаря своего напарника.
Мы какое-то время продолжаем движение вместе вглубь шахты, но вскоре я снова перестаю видеть свет позади себя. По дороге время от времени натыкаюсь на остатки досок и бревен, и возникает ощущение, что я близок к выходу. Но тоннель уходит чуть вправо, что не логично, поскольку соседний карьер «Бис» находится левее. Глубина тоже чуть увеличилась – до примерно 20 метров. Я быстро понимаю, что шахта не такая простая и прямая, как нам сначала показалось. Через некоторое время нахожу подтверждение своим догадкам: я дошел до т-образного перекрестка. После минутного замешательства поймал себя на том, что в голову лезет сказочное и безысходное «на право пойдешь…, налево пойдешь…» По логике, надо плыть налево, в сторону карьера «Бис», но любопытство заставляет заглянуть направо. Свет фонаря растворился в темноте. Решаю подождать Андрея, а тем временем попытаться распутать постоянно застревающую катушку. Проверяю воздух. До поворотной трети время вроде бы есть, но я по-прежнему один, напарник так и не появился, в приведшем меня сюда тоннеле – полная темнота. Вглядываясь в нее, не вижу ничего кроме взвеси и уходящего в черноту ходовика.
Не могу избавиться от мысли, что что-то могло случиться с напарником и наконец принимаю решение двигаться назад. Через некоторое время катушка застревает окончательно, и я, раздосадованный, начинаю наматывать на нее ходовик, как пряжу на клубок. В добавок ходовик оказался под беспорядочно валяющимися досками и я трачу время, чтобы в толстых перчатках и при почти нулевой видимости скручивать капроновую нить, которая является моим единственным путем наружу. Еще раз понимаю, что правильно решил скручивать катушку, а не привязаться на развилке и плыть на ощупь,- в таких условиях это было бы очень трудно. Я и без того испытываю некоторую тревогу – неприятное чувство в пещере, когда проблемы начинают наслаиваться одна на другую.
Но вдруг сквозь муть еле различаю свет фонаря и вскоре с чувством облегчения воссоединяюсь с напарником, который ждал моего возвращения в штреке, мы обмениваемся жестами и начинаем двигаться вместе в сторону выхода. Обратный путь занимает немного времени, и вот мы уже поднимаемся вдоль стены навстречу пробивающемуся сквозь лед дневному свету, я, как неумелая ткачиха, с безобразным мотком ходовика в руке. Жаль, не было камеры, а то получился бы хороший учебный материал для студентов.
На декомпрессионной глубине с другой стороны карьера находится вход в еще один штрек, короткий и тупиковый, с протянутым до конца ходовиком. Быстро исследуем его перед всплытием. Уже по дороге к майне с интересом изучаем и фотографируем уходящие под углом 45 градусов с поверхности в глубину рельсы, на которых когда-то вывозилась руда, а также остатки различных деревянных конструкций. Хорошее место для обычного погружения.
Мы выбираемся из майны, собираемся. И пока сани везут нас домой под непрекращающимся снегом, я ловлю себя на том, что чувства сожаления нет. Хоть программа максимум и не выполнена, и штрек до конца не пройден, нам удалось продвинуться достаточно далеко и примерно представить себе схему ходов, что очень важно для последующих погружения. Если выход из штрека в карьер «Бис» существует, в следующий раз мы должны его найти.
Х Х Х
Эта возможность представилась довольно быстро - уж очень притягивал не пройденный штрек, снился по ночам. И возвращаясь на Беломорье в двадцатых числах мая и впервые в жизни встретив в поезде свой день рождения, я и предположить не мог, что через пару дней мне придется отмечать его еще раз. А пока я лишь обдумывал под стук колес грядущее и казавшееся уже плевым делом прохождение штрека.
Первый день из трех отведенных на поездку прошел в море – проверяли с друзьями
оборудование и готовились к предстоящему погружению в карьеры. Из снаряги решили
использовать спарку из двенадцатилитровых баллонов и стейджи – все с воздухом,
поскольку пока возможностей забивать найтрокс на месте нет.
На следующий день предприняли попытку пройти путь втроем, но далеко продвинуться
не удалось. Поднялась страшная муть, движение замедлилось, возникло смятение
и непонимание, и, сматывая катушку назад, я окончательно понял, что единственно
эффективный способ добиться цели – пройти штрек в одиночку,- слишком узкие ходы,
слишком много мути и слишком много ответственности за других. Единственное,
чего удалось добиться в этот день – протянуть на всю длину катушку безопасности
(основная в который раз запуталась) и закрепить ее на случайно обнаруженном
проржавевшем штыре под сводом. Теперь метров 30 можно преодолеть без задержки
на обвязки при входе и привязаться уже к как нельзя кстати обнаруженному штырю,
при этом не нарушая принцип непрерывности и единственности ходового конца.
На утро я уже в который раз был готов штурмовать упрямый штрек. Поколдовав над оборудованием и внеся некоторые конструктивные изменения в его элементы, я чувствовал себя как никогда готовым к прохождению, тем более, что задача представлялась в общем-то несложной – дойти до обнаруженного ранее т-образного перекрестка и повернуть налево. Далее ход по всем признакам должен был привести в соседний карьер. Если бы я только знал, что все окажется не так просто!
Но пока меня окрыляла еще одна, как потом подтвердилось удачная, идея: не крутить
постоянно путающуюся катушку (все-таки как важен правильный выбор оборудования!),
а затянуть с собой толстый фал – наподобие того, что используется при подледных
погружениях. Сто метров такого ходовика к счастью нашлось в центре. Сделав на
конце петлю и обмотав ее вокруг левой руки, я начал очередное погружение в злополучный
карьер.
Все шло гладко, и путь до развилки занял сравнительно немного времени, хотя
пришлось поработать – вытягивать левой рукой ходовик, как будто толкать гантелю
в спортзале. По дороге еще раз для себя отметил тупиковый ход налево, а также
небольшое углубление справа, заметил пару мест, где в дальшейшем можно будет
обвязать «золотую линию» - основной стационарный ходовик.
Скоро я почувствовал, что фал натянулся. Это означало, что я проплыл сто метров
(20 до входа в штрек и 80 по штреку). На счастье именно в этом месте, практически
на перекрестке, появилась возможность привязаться: на дне валялись остатки рельс
со шпалами – вполне устойчивая основа для обвязки. Уже к закрепленному фалу
я, немного отдышавшись, привязал основную катушку, мысленно попросил ее не путаться
на этот раз и решительно двинул налево – навстречу, как казалось, уже близкому
выходу из тоннеля.
И действительно, через несколько метров я различил впереди деревянную конструкцию,
схожую с той, которую уже не раз приходилось проплывать при входе в штрек. Вот
он выход! Каково же было мое удивление, когда поравнявшись с бревнами, я не
увидел ничего, кроме черных стен. В замешательстве свечу фонарем во все стороны,
HID с трудом пробивается через вязкую пелену (видимость от силы метра полтора)
- выхода нет. Медленно поднимаю голову и с удивлением обнаруживаю уходящую наверх
шахту. Я растерян. Получается, выход в карьер наверху? Тогда я, по логике, должен
увидеть свет? Прижимаю фонарь к животу, вокруг смыкается полная темнота…
Все равно выход должен быть там, наверху, другого решения просто не приходит
в голову. Осматриваю шахту внимательнее. Ход довольно узкий, по стенам закреплены
бревна и доски наподобие колодца, только реже, как бы через раз, секциями. Прикидываю
и решаю, что места для того, чтобы проплыть вполне достаточно. Проверяю воздух
– до поворотной трети время есть, на боку – полный стейдж. Отбросив сомнения,
я начал движение наверх…
Теперь уже ясно, что в этом и была моя самая большая ошибка. Метра через три
– четыре я понял, что проделать этот путь, не поднимая взвеси, просто невозможно:
бревна и доски покрыты довольно толстым слоем мути, оседавшей здесь в течение
полувека и до сегодняшнего дня остававшейся не потревоженной. Сейчас же каждое
мое движение, каждый выдох воздуха «сдували» с деревянной конструкции гремучую
смесь из ила, гниющей древесины, ржавчины и еще Бог весть чего. Я уже еле различал
объекты вокруг себя. И тут произошло самое страшное: я почувствовал, что сверху
что-то сдвинулось, и через секунду я получил удар по голове, видимость мгновенно
исчезла полностью, и все последующее я скорее чувствовал, нежели видел.
Перескакиваю через свои уже описанные в начале этого повествования ощущения.
Многое в воспоминаниях размыто, как в неожиданно прерванном сне. Хорошо помню,
что еще какое-то время я в полной темноте пробирался наверх - уж слишком сильна
была уверенность, что это – единственный выход из штрека. А путь вниз, без сомнения,
отрезан завалом. Уже потом, на земле, анализируя показания компьютера, я установил,
что поднялся на десять метров со дна тоннеля, то есть с 20-ти до примерно 10-ти.
Здесь я остановился и стал ждать. Но надежда увидеть свет над собой таяла каждую
минуту.
Не могу сказать, в какой момент до меня наконец дошло, что единственный путь
к спасению – это возвращение назад. Еще какое-то время я оставался неподвижным,
слабо надеясь, что муть хоть немного осядет. Но перед маской по-прежнему почти
черная мгла, как кофе со свернувшимся молоком. Опытные пещерники говорят, что
в такой ситуации лучше просто закрыть глаза – так спокойнее. Но я упорно продолжал
таращиться в этот кофейный эрзац и, видимо в «награду», мог различать лишь медленно
плавающие перед стеклом ошметки испорченного «молока».
Прижатыми к груди руками немного скрутил катушку, попробовал чуть опуститься.
Спарка опять во что-то уперлась. Застрял и стейдж. Возникла мысль отстегнуть
и оставить его, но во-первых в такой ситуации трудно решиться выбросить воздух
– может единственное, что у меня оставалось на тот момент, а во-вторых, зажатый
со всех сторон, я навряд ли смог бы проделать это технически.
Происходившее дальше в моей памяти - как обрывки сна, вернее кошмара. Я медленно
протискивался через невидимую конструкцию, то втягивая живот и пропихивая стейдж,
то отчаянно виляя задом в попытке вырвать спарку из деревянных тисков. Лишь
бы не сорвать манифолд! Видимо, мои старания оказались не напрасными, и пожалуй
впервые в жизни я с удовольствием почувствовал, что у меня заломило уши, верный
признак увеличивающейся глубины. Сейчас в это трудно поверить, но если верить
компьютеру, путь вниз занял минут пятнадцать. Тогда же казалось, что прошла
вечность.
Так или иначе, в какой-то момент я просто провалился вниз и почувствовал, что
оказался на полу. Быстро устранив провисание ходовика и восстановив плавучесть
я начал энергично скручивать катушку, которую (о чудо!) на этот раз так и не
заклинило. И тут я увидел свои руки… Трудно сказать, испытывал ли я в жизни
большую эйфорию! Муть осталась позади, и в этом темном и жутковатом штреке вдруг
показалось, что мне никогда еще не было так светло и комфортно.
Обратная дорога была просто прогулкой. Я спокойно скрутил свои катушки и даже пытался устранить провисания фала, которому суждено пока остаться в тоннеле в качестве «золотой линии». Потом, правда, решил оставить эту задачу на следующий раз. Отвисевшись на небольшой декомпрессии, я всплыл на поверхность, где меня уже давно ждали друзья и северное солнце.
Х Х Х
Сейчас мне легко анализировать свои ошибки, наверное главной из которых было
незнание строения шахт и штреков вообще. Я сам доказал справедливость своих
слов об опасности подобных погружений. Лишь позже я узнал, что вертикальная
шахта, которая меня чуть не погубила, называется «восстающей» и в данном случае
служила скорее всего для вентиляции. Когда шахту закрыли, вход в «восстающую»
по правилам залили бетоном, завалили, или заделали еще каким-нибудь образом.
Максимум, где я мог оказаться – в сухом помещении, пещере без выхода на поверхность,
да еще заполненной воздухом пятидесятилетней давности. Так что в отчаяние принятое
решение пробираться назад скорее всего спасло мне жизнь.
Позже привезенная на карьер местная бабуля из Чкаловского после неожиданного заявления, что она еще – «девка первый сорт», вспомнила, как носила своему покойному мужу обед на шахту и примерно показала, где должен быть вход (в нашем случае – выход) со стороны карьера «Бис». Эти данные, если им верить, несколько меняют предыдущие представления о направлении хода. Удивленно покосившись на наше снаряжение, бабуля также вспомнила, что прокладывая штрек, «они (проходчики) там чевой-то обходили…». Значит, ходы могут иметь более сложный рисунок, нежели на нарисованной нами схеме. Возможно, чтобы найти выход надо двигаться направо от развилки и искать еще один поворот налево. Но я с тем же успехом мог на своем пути пропустить в плохой видимости уходящий в сторону тоннель.
Одним словом история с упрямым штреком не закончена. Мы обязательно вернемся
сюда и, сделав работу над ошибками, пройдем этот вдруг оказавшийся непростым
путь, о чем обещаем рассказать. А потом будут и другие карьеры, которых в Карелии
тысячи. На наш век хватит!
Приходится мириться с тем, что не даровал нам Бог комфортных и теплых пещер. И если где-нибудь во Флориде или Мексике можно плавать в мокрых костюмах с голыми руками, то наша участь – крутить катушки в пятимиллиметровых перчатках. Пещеры Урала или в Краснодарском крае, например, холодные и в основном неизведанные, что, как мне кажется, делает их только привлекательнее для специалистов. Сейчас к списку интересных объектов можно смело добавить пресноводные карьеры Карелии с их неизведанными штреками и шахтами. Это, конечно, не Большая Ордынская, но возможность сочетания качественных морских погружений с пресноводными, причем в любое время года, придает этим местам особую прелесть.
В России появление новых объектов, где можно обучать технике пещерного дайвинга, который, увы, пока находится в зачаточном состоянии, - хорошая новость. Карьеры подходят как для новичков, только начинающих осваивать сухие костюмы или технику погружений в надголовных средах, так и для опытных спелеологов, которым интересны любые исследования неизвестных объектов. Например, в карьере «Восьмого марта» можно проводить обучение по стандартам NSS-CDS, а когда сойдет лед - давать недавно разработанный гротовый курс PADI, также построенный на стандартах NSS-CDS – наиболее авторитетной спелеологической организации в мире. В Москве уже есть клубы (как, например, «Водолаз»), которые уже проводят подобное обучение.
И еще раз хотелось бы предостеречь против слишком легкомысленного отношения к погружениям в штреки. При кажущейся простоте они могут таить в себе вполне конкретные опасности, в чем мы убедились во время исследования штольни в карьере «Восьмого марта». Холодная вода, падающая до нуля видимость, тупиковые ходы, отсутствие каких-либо планов - все это прибавляет сложности в прохождении штреков. На такие погружения распространяются все правила пещерного дайвинга, и только после того, как в штреке грамотно протянут и закреплен ходовик, его можно считать относительно безопасным. Подобные погружения – удел подготовленных и обученных технике пещерного дайвинга водолазов. Для остальных Беломорье – прекрасное место для рекреационного отдыха в любое время года.
Сочетание соленого и пресного дайвинга, потрясающая природа, сравнительно легкая дорога, комфортное жилье и прекрасная организация делает эти места еще более привлекательными. И большое спасибо центру «Нереис», который создал современную и хорошо оснащенную базу в Чкаловском. Побольше бы таких в России.
Максим Кузнецов
Статья скопирована с сайта клуба "ВОДОЛАЗ" http://www.vodolaz.com/dynamic/news_i.asp?id=96
Фотографии к статье находятся по адресу http://www.vodolaz.com/dynamic/galery_i.asp?ID=38
Схема карьера составленная Максимом Кузнецовым находится по адресу http://www.vodolaz.com/galery/7055475138karta.jpg