Назад

"Путешествие на Белое море"

        По приглашению дайвклуба «Белое море», после долгих и мучительных раздумий, в клубе «Весикот» нашлись три отчаянные головы, отправившиеся в это, действительно экстремальное путешествие. Отец и сын Лехтонены и Эрик Халл. Действительно, хоть когда-нибудь стоило съездить посмотреть до недавнего времени совершенно закрытый для иностранцев район; море, о котором столько написано и сложено песен; место, неизменно, каждый год, привлекающее московских и питерских дайверов.

        Как бы то ни было, но причин для поездки набралось достаточно для того, чтобы 28.6.2000 в 10:00 мы на двух легковых машинах отправились из Коуволы на восток, к загадочному Белому морю. Триста километров по Финляндии до границы с Россией промелькнули незаметно и без приключений, как и должно было быть, но они начались, как только мы пересекли границу и оказались на Российской территории.

        Так начались испытания. В очереди на оформление временного ввоза автомобиля в Россию мы простояли без малого 5 часов. Это было довольно утомительно, но неинтересно. В конце концов и эта длиннющая очередь закончилась и мы, получив разрешение гробить свои машины на российских дорогах, продолжили путешествие. Маршрут наш пролегал через Вяртсиля, Петрозаводск и дальше, по трассе Петербург – Мурманск, до посёлка Чупа. Была возможность проехать через Олонец по асфальтированной дороге, но мы, решив укоротить путь до Петрозаводска на 100 километров, поехали по грунтовой дороге через Долину смерти. Название этого места, где шли ожесточённые бои, осталось со времён финской войны.

        Стало темнеть, было душно и всё показывало приближение грозы. Удалившись от границы на 120 км, выехали на грунтовку и тут то оно и началось. Ударила гроза такой силы, что давненько такой не видали. Видимость упала до нескольких метров, а порой щётки не справлялись с потоками воды, льющейся с неба. При этом грохотало так, что казалось кто – то сыплет камни на крышу машины. Ну и, конечно, молнии сверкали и ветер выл. Всё по полной программе. Мы продолжали двигаться, но очень-очень медленно. Длился этот небесный аттракцион около сорока минут, которые нам показались двумя часами. Но и это закончилось тоже. Выбравшись из-под дождя ахнули восхищенно от первозданной красоты карельской глубинки, от красоты  церквушки возвышающейся над небольшой, но такой милой сердцу деревушкой, поехали побыстрее, благо опять появился асфальт на дороге, но в Петрозаводск, всё же, приехали только  в полночь, затратив на 650-километровый путь 14 часов!

        После такой дороги нормальным мужчинам полагается, если не обед, то хотя бы добрый ужин. Поэтому заглянули в ресторан, который в это время был открыт и, более того, жизнь в нём только начиналась. Перекусив, зашли в круглосуточный магазин и приобрели продуктов с собой. Неизвестно, что ждёт нас дальше.

        Пол-второго ночи выехали из Петрозаводска. Впереди 700 километров. Настроение ещё бодрое, что-то будет дальше?

        А дальше была автомобильная дорога Петербург – Мурманск, состояние которой могло бы быть много лучше. Асфальт весь в выбоинах, ямах, местами просевший, короче говоря ровных участков набралось километров 100 на всём пути. Около 9 часов утра добрались до посёлка Чупа, где взяли проводника-попутчика, 13-летнего парня, который пешком шёл домой до посёлка Плотина, 28 км! Нам же предстояло проехать 40 километров по грунтовой дороге. О состоянии её можно сказать лишь то, что проехали мы этот участок за 2 часа! В 11 часов, наконец, подъехали к цели нашей поездки, посёлку Чкаловскому.

        Это бывший шахтёрский посёлок. Раньше, в советское время, здесь работали шахты, где добывался минерал, применявшийся в радиотехнической промышленности. Название минерала я не записал сразу, поэтому и забыл, но выглядит он, как белый прозрачный камень, которым усеяны и улицы посёлка, и дороги. Восемь лет назад шахты закрылись и люди, живущие в посёлке лишились работы, а следовательно и заработка. Теперь перебиваются, кто чем: рыбалкой, сбором ламинарии, охотой, своим огородом и т.д.. То есть, полностью зависят от природы. Места же удивительно красивые. Прямо на побережье моря удобная бухта, где построен небольшой причал, у которого стоят несколько маленьких рыболовных ботов. Среди них и наш бот. В нём каюта на четверых, рубка и моторное отделение. На палубе достаточно места для 6 – 8 дайверов. Очень чистенький, симпатичный катер, содержащийся в полном порядке усилиями капитана Михаила Бессонова. Это довольно трудно в российских условиях, так как запчасти приходится привозить из Питера или Мурманска, на месте нельзя добыть ничего.

        Встретил нас на берегу наш гид Александр Чернобельский. Интересный человек, который раньше работал здесь же, в Чкаловском, капитаном большого морского катера, который обслуживал 3 научные станции, расположенные на островах в море. Со временем, содержание такого катера стало не по карману научным учреждениям и Александр основал своё дело – дайвклуб «Белое море». Сам он живёт в Питере, но каждый год, вот уже больше 15 лет, приезжает сюда. Очень хорошо знает море и окрестности. К тому же – опытный дайвер. Имеет сертификат «Инструктор CMAS*»

        Поскольку после такой трудной дороги у нас не было иного желания, как поспать, на том и порешили: сначала 3 часа спим, а потом уже и будем основательно знакомиться со всем, что вокруг.

        Определили нас в домик на берегу, метрах в 200 от моря. Очень чистенький и уютный. Есть горячая вода, душ, туалет, кухня с посудой и всем необходимым для приготовления еды. Для жилья три 2-местных комнаты и гостиная, где тоже могли бы разместиться пара человек. На постелях чистое бельё. Условия вполне подходящие. Мы даже не ожидали такого сервиса.

       Встречались так же огромные звёзды, диаметром около 40-50 см. Всего погружение длилось 43 минуты, на максимальной глубине 19,3 метра, средняя глубина – 10,5 м. Дело близилось к вечеру, поэтому после погружения взяли курс на кухню с койкой. На берегу оставили снаряжение в специальном сарае, где находился и компрессор на 150 бар, Александр сразу наполнил наши баллоны на завтрашний день, а мы пошли готовить ужин.

        Вечером, часов в 8, я решил прогуляться по берегу, спустился к причалу и увидел интересную картину: деревенские дайвкурсы . На берегу толпилось много народу, в основном парни и девчонки 12-13 лет, но были также и взрослые. В воде находился деревенский житель в полном мокром снаряжении. На причале одевали в старинный легководолазный костюм, ещё на шнуровке на груди, с щётками на маске, нашего капитана Михаила. Командовал всем происходящим Александр Чернобельский. Конечно же, где-нибудь на берегу Средиземного или Красного моря, такая картина не вызвала бы удивления, потому что море тёплое и там каждый хотя бы знаком с дайвингом, но в глухой русской деревне, на берегу студёного моря, наблюдать это было удивительно. Что ж, человек любопытен, и если каждый год в деревню приезжают группы подводников из Питера, Москвы, Украины, а теперь и Финляндии, то грех самим не посмотреть, что же в своём море под водой делается. Михаил жаловался, что костюм страшно неудобен, а денег купить другой нету. Я предложил свой мокрый костюм попробовать нырнуть на следующий день. Он с радостью согласился. Вот и день прошёл.

       Александр же искал нору зубатки по следам, которые она оставляет: питается зубатка раковинами мидии, разгрызая саму раковину и съедая моллюска, а осколки раковины выплёвывает у норы. Вот по этим то мелким осколкам раковин и определяется присутствие ”хозяйки”. Вот Александр поднял руку и я припустил изо всех сил к нему. Подплыв, оказался у него за спиной и не успел сфотографировать самое интересное: наконечником гарпуна Александр дразнит рыбу, она кидается на обидчика, кусает стальной прут и в этот момент Александр стреляет. Рыбу пробивает вдоль всего тела насквозь, но борьба далеко ещё не окончена. Зубатка не желает смиряться со своей участью, она извивается вокруг гарпуна, одновременно кусая его, продвигаясь к ручке, Александру приходится всплывать, чтобы наверху кто-нибудь снял зубатку с гарпуна. Я снимал всё это время, надеясь получить интересные снимки. Таким образом мы застрелили и вторую рыбину.

        Затем перекусили у костра, отдохнули и пошли второй раз в воду. Я нырял в паре с нашим капитаном Михаилом, облачённым в мой мокрый костюм. Глубоко не забирались, так как Михаил – начинающий дайвер. Опустились на 10 метров и спокойно прогулялись. Видели парочку молодых зубаток, которые имеют красноватый оттенок. Затем приличных размеров морской окунь, удивлённо посмотрев на нас, предпочёл удалиться. Какая то странного вида рыба проплыла мимо двигаясь, как штопор. В общем – рыба здесь есть, понаблюдать за ней очень интересно.

        После второго погружения, собрав снаряжение, пошли в море на небольшую экскурсию на остров, где находится научная станция. Это недалеко – минут 20 ходу от места погружения. Когда то давно здесь было три отдельных острова, на одном из которых располагалась лесопилка. Затем отходами от неё – опилками и корьём, были засыпаны проливы между островами и получился один большой остров. Высадились прогуляться там. Земля была из опилок и очень мягкая. Чувствовалось ногами, как почва прогибается под весом тела.

        На обратном пути домой, Александр спросил меня,- не хотел бы я отправиться с ним вечером помочь в поисках лодочного мотора, утопленного рыбаком из соседней деревни. Я согласился и, высадив на берег моих спутников Лехтоненых, мы взяли курс на место аварии, где нас уже ждали трое местных рыбаков в лодке. К сожалению, буй, отмечающий место затопленного мотора, был выставлен гораздо позже происшествия, а значит и не точно. Глубина в том месте была 20 метров, а район поисков слишком большой для одного человека. Александр решил погружаться один. Я наблюдал за следом от пузырей воздуха с борта катера и показывал рыбакам в лодке направление движения Александра, чтобы лодка была по возможности ближе к нему. Александр очень грамотно проводил поиск, переставляя два буя по мере обследования участка. Мотора на этот раз не обнаружили, погода к ночи начала заметно портиться, начинался пока несильный шторм, поэтому решили возвращаться. Времени было уже 12:00. Домой пришли около двух ночи.

        Наутро я проснулся от холода, посмотрел в окно и увидел совершенно осенний пейзаж: пасмурно, ветер поднимает буруны на волнах и температура воздуха по моему компьютеру всего +10 градусов. Но наших подводников не испугать! Юха и Юсси всё же решили погружаться и сегодня в мокрых костюмах! Я чувствовал себя неважно после бессонной ночи, поэтому в воду сегодня не пошёл. Вышли совсем недалеко. Отважная пара переоделась на палубе, аж смотреть на это было холодно, и ушла под воду. После погружения договорились на следующий день выехать домой, так как погода по всей видимости испортилась надолго, а мокрые костюмы неподходящая одёжка для Белого моря.

        Время у нас было и мы осмотрели вытащенный на берег морской прогулочный катер, который используется в данное время, как отель. Вполне сносные условия проживания: двух и одноместные каюты, есть электричество, горячая вода, души, туалеты, кухня. Вмещает этот отель 20 человек. К осени, когда начинается сезон грибов и ягод, он всегда полон семьями дайверов из Питера, Москвы и Украины. После погружений все усиленно делают запасы на зиму.

        На следующее утро в 7:00, распрощавшись со всеми, заполнив книжки погружений , выехали в обратный путь, проведя трое суток на побережье Белого моря, выполнив свою задачу - разведать условия проживания и погружений в клубе «Белое море». Не стоит описывать обратную дорогу – она была такая же трудная, как и сюда. Можно лишь отметить, что севернее Сегежи нету 95 бензина. Поэтому, для того, чтобы добраться до Сегежи, нам пришлось заправиться 92м. Но ничего, машины выдержали, мы – тоже.

        Если кому-то надоели погружения в тёплой, ласковой воде, кому хочется испытать себя на прочность и почувствовать действительно суровые, северные условия, добро пожаловать на Белое море. Кстати, путешествие на поезде до Чупы обещает быть гораздо легче и приятнее, чем на своей машине. Экстремальный северный дайвинг ждёт Вас!

 

Текст: Erik Hall

erik.hall@pp.inet.fi

Напечатано:

SUKELTAJAN MAAILMA (№ 6–2000), стр. 56-59

Сайт создан в системе uCoz